ГлавнаяПрограммыRock' n' Roll Racing Remake
Использование программы Turbo String Table Editor

Как используется языковой файл в игре?

Сначала - немного сухой и "короткой" теории, дабы хоть немного знать врага в лицо :). В INI- файлах игры Generals (в других играх ситуация похожая) можно встретить строки следующего типа:

DisplayName = OBJECT:BattleMaster;
TextLabel = CONTROLBAR:Paradrop;
DescriptLabel = CONTROLBAR:TooltipParaDrop;
DisplayName = UPGRADE:Radar
и т. д,

где слева указывается параметр, а справа – метка, указатель на строку в CSF. Первая строка (DisplayName = OBJECT:BattleMaster) говорит нам о том, какой текст отобразится на экране при наведении курсором мышки на объект. В игре отображается Battle Master или Мастер боя (зависит от версии игры). Откуда этот текст? Ведь указан OBJECT:BattleMaster. На самом деле программа ищет строку с меткой (названием) OBJECT:BattleMaster в языковом файле (в данном случае - в generals.csf)и отображает текст Battle Master (или Мастер Боя). Такой принцип используется во многих играх, да и почти во всех программах, позволяющих себя локализовать. Но многие программы запрещают доступ к текстам, запрятав их в сам исполняемый файл или ещё куда, ну а в Generals их поместили в отдельный файл с расширением CSF (generals.csf), который уже запрятали в архив English.big (EnglishZH.big).

Как пользоваться редактором?

Так же, как и любой другой программой: интерфейс стандартный, и можно разобраться самим. Рекомендую сразу нажать клавишу F10 для открытия меню опций. Там Вы можете выбрать язык и настроить среду для Ваших нужд. Об этом - на странице Настройки. Сейчас я рассмотрюконкретные примеры работы с редактором на примере CSF игры Generals. Обладатели и моддеры других игр, не вините меня, ибо мне хорошо знакома только Generals).

Открытие / сохранение файла.

Открыть можно, используя команду меню Файл | Открыть, сочетание клавиш Ctrl + O, кнопку на панели инструментов в виде папки. В дальнейшем можно будет просто запускать файл, к примеру, с Рабочего стола (если установите ассоциацию в меню настроек), и он будет сразу грузится в редактор. Файл игры Generals можно найти по адресу: <Корневая папка игры>\Data\English\generals.csf (где <Корневая папка игры> - папка, куда Вы установили игру). Если у Вас чистая английская версия без дополнений и локализаций, то никакого generals.csf у Вас не будет. Где же взять файл? В корневой папке игры есть файл English.big (или EnglishZH.big, если у Вас установлена C&C Generals Zero Hour). Наш Generals.CSF там и спрятан. Его можно извлечь, используя редактор BIG-архивов, и затем открыть с помощью String-редактора. А можно установить библиотеку BIGExtractor.dll, и тогда в Turbo String Table Editor встроится программа для извлечения BIG-архивов (в меню "Инструменты").

Вот файл успешно загружен. Теперь можно приступать к редактированию. После, конечно, нужно будет сохранить файл, нажав на кнопку с дискеткой, клавиши Ctrl + S или, наконец, выполнив соответствующую команду в главном меню. Вы также можете сохранять CSF файл в формате STR и наооборот. Для этого нужно выполнить Файл | Сохранить как... и указать нужный тип файла.

Добавление новой строки.

Для этой цели предназначена кнопка Новая строка на панели инструментов, одноимённый пункт в меню Правка, клавиша Insert и, наконец, такой же пункт в контекстном меню списка строк. После выполнения команды программа может вести себя по-разному: если в меню опций стоит галочка возле пункта Окно ввода перед добавлением, то откроется специальное окошко, в котором Вы вводите метку новой строки. Нажимаете ОК, и в поле, на котором стоит курсор, вводите значение строки. Всё. Если не стоит, то строка добавится сразу, а курсор перейдёт в поле Название. Вводите метку строки и нажимаете клавишу Вниз или Tab. Далее вводите значение строки. Изменения будут сразу приняты, и не нужно будет двести раз щёлкать по кнопке "Принять изменения", как во многих других редакторах. Вам нужно будет просто сохранить файл.

Удаление строки.

Будете очень редко использовать эту возможность. Но, тем не менее, у Вас есть возможность удаления выбранной или выбранных строк. Для этого есть команда Удалить строку(и) (искать там же, где и «Новую строку») и сочетание клавиш Ctrl+Del. После попытки выскочит небольшое окошечко, задающее Вам вопрос, а действительно ли Вы хотите удалить выбранные строки? Действия кнопок диалога Да и Нет вполне понятны. А после нажатия на кнопку Да для всех выбранные строки удалятся, а предупреждение перестанет выскакивать всякий раз. А снова оно будет защищать файл лишь после добавления новой строки или загрузки/сохранения файла.

Поиск.

К примеру, Вам нужно найти строку с меткой Object:CommandCenter или слово Танк. Для этого есть команда Поиск. Перед Вами откроется окно Найти / Заменить / Перейти (как в MS Word) Возможен поиск «с учётом регистра», «только слова целиком», а также поиск только по названиям строк (или меткам), только по значениям и, конечно, везде. Если нужно найти метку (допустим, Object:CommandCenter), можно для ускорения процесса поиска (ведь нужно найти строку с данным названием) производить поиск «Только в названиях» и искать «Только строку целиком». Вводите нужное сочетание в поле «Что:» и нажимаете на кнопку Найти. Вот и всё. А повторное нажатие ищет дальше.

Замена.

Одна из лучших возможностей программы. Допустим, Вы добавили шахту запуска МБР (по-английски – ICBM Launcher). Но в поле значения указывали ICBM, а не МБР. (я сам так сделал сначала). Но вдруг Вам стало нужно заменить все ICBM на МБР. Для этого есть кнопка Заменить все окна замены. Но как быть? Ведь в метке CONTROLBAR:ConstructAmericaICBMLauncher тоже есть это сочетание. Тогда выбираете поиск «только в значениях» и спокойно нажимаете Заменить все. Вообще программа не станет заменять в метках на недопустимые символы (Недопустимыми символами я считаюзнак равенства '=', смволы с кодами от 127 до 255. Раньше считал и пробел, но он иногда встречался в некоторых файлах). Но можно по очереди: сначала нажать на кнопку Найти далее. Если здесь нужно заменить, то нажимаете Заменить, если нет – Найти далее. Всё так же, как и в любом текстовом процессоре.
Возможность может пригодиться и при переводе игры.

Переход.

Вводите номер нужной строки в поле появившегося окна и нажимаете «Перейти». Всё.

Сортировка.

Функция позволяет отсортировать строки в списке в алфавитном порядке для удобства просмотра (не путать пункт Сортировка строк в меню Инструменты!). По умолчанию строки идут в том порядке, в котором они были добавлены в файл. Даже если будет выполнена сортировка, при последующем сохранении строки будут записаны в порядке их добавления. Это удобно, ведь лучше видеть добавленные собою строки в конце, а не искать их среди тысяч других. Сортировка никак не влияет на структуру и расположения строк в самом файле, а лишь даёт возможность просматривать их в привычной для нас последовательности.

Настройка шрифта.

У Вас есть возможность сменить шрифт, которым будут отображаться различные типы строк и категорий, а также шрифт окон редактора. Команда Вид | Шрифт, а также сочетание клавиш Ctrl + D откроют перед Вами диалоговое окно. В левой его части - список-образец, показывающий, как будут смотреться строки и категории после смены шрифта. Двойной щелчок мышью или нажатие на кнопку Изменить... покажут стандартное окно выбора шрифта. Можете настроить на свой вкус и по своей надобности начертание, размер, кодировку, стиль, цвет... Хоть подчёркнутым и белым сделайте! Когда настроите шрифт, нажмите ОК. Вы увидите результат изменений в уже упомянутом списке. Но если Вы смените высоту одного шрифта, то изменится высота других шрифтов. Я думаю, это правильно: не только неудобно видеть рядом строки разной высоты, но и технически затруднена поддержка такого "мультивысотного" режима. А вот цвет выделенного текста не настраивается: берётся системный. Также, как и маркер выделения. В этом, я думаю, нет необходимости: это всё можно настроить в Панели управления. И чаще Вам приходится искать отредактированную строку, а знать, какой является выделенная строка, в большинстве случаев нет нужды. Впрочем, можно изменить начертание и стиль. Тогда и выделенная строка будет отличаться.
И вот после нажатия ОК изменения вступят в силу. Отредактированные строки и категории будут выделены одним цветом, добавленные - другим. Строки с ошибкой - третьим (правда, автоматическая проверка не происходит). Строки с пустым значением - четвёртым. Увидите, это удобно. Кроме того, при установке шрифта большого размера несколько изменится шрифт некоторых окон программы, дабы Вам не разглядывать маленькие буковки на экране с высоким разрешением!

Фильтрация строк.

Ещё одна удобная функция. Недалеко от панели инструментов располагается так называемая Панель маски. Она состоит из текстового поля c выпадающим списком (сама маска) и кнопочки слева от поля, которая означает, что список строк отфильтрован по этой маске. По умолчанию стоит маска *, что означает: показывать нужно все строки. Вы можете ввести свою маску. Вот несколько примеров:

BRIEF:All*Будут отображены все строки с метками, начинающимися на BRIEF:All. Например, BRIEF:All01, BRIEF:All02 и т. д.
*:SOV07Будут отображены все строки с метками, оканчивающимися на *:SOV07 (регистр не имеет значения, как и в первом случае): brief:sov07, brief:sov07 и т. д.

Можно создавать и более сложные маски. Даже при поиске файлов в Widows Вы, наверное, тоже не раз указывали маску поиска. Вот здесь то же самое.
После загрузки файла в выпадающем списке появляются маски категорий, что можно также использовать для просмотра строк, не используя режим просмотра по категориям.

Нумерация строк.

  1. У Вас есть возможность заставить программу показывать номера строк в списке сразу слева от них.
  2. Эти номера вы также можете убрать или установить в меню Вид.
  3. Место для номеров-чисел вычисляется автоматически в зависимости от количества цифр максимального номера.
Просмотр по категориям.

Очень удобная возможность. Рассмотрим подробнее в виде тезисов.
  1. Включается в меню Вид. Значит, если Вы привыкли работать в прежнем режиме, просто "игнорируйте" это новшество.
  2. После включения всё преображается: слева, где был список строк, будут отображаться категории, а справа сверху - строки категории, а уже под ним - поля названия, значения и дополнительного значения. После выключения все возвращается на свои места.
  3. Если Вы выбрали просмотр по категориям, то загрузка произойдёт быстрее: будет затрачено меньше ресурсов для добавления всех строк в один список.
  4. У панелей можно изменять ширину-высоту под свой вкус и для удобства.
  5. Строки, у которых невозможно определить принадлежность к какой-либо категории, отправляются в "Прочее", обозначающееся как [=other=], и находящееся, как правило, в конце списка.
Хочется отметить особо, что при просмотре по категориям сохраняется возможность сортировки и фильтрации содержимого по маске.

Экспорт и импорт.

Ещё одна возможность, которой Вы, впрочем, будете редко пользоваться, но порой она бывает просто незаменима. К примеру, Вам нужно часть строк из одного файла перенести в другой файл. Как это сделать? Или как проверить орфографию в значениях строк? Как быстро добавить некий список меток из файла? Вот тут на помощь приходит TSTE с волшебным чемоданчиком. Вы можете выбрать нужные строки в открытом файле или целую категорию, а затем нажать Ctrl + E (конечно, есть пункт в меню Файл, а также он есть и в контекстном меню категории или строк). Выберите нужный тип и укажите целевой файл. ОК - и готово. Рассмотрим, как будет происходить экспорт в различные типы файлов.

  1. Строки полностью (*.CSF, *.STR). Если у Вас открыт CSF, то и экспорт будет доступен в CSF. Если STR - то STR. В указанном файле будут сохранены выбранные строки или строки выбранной категории. И этот файл, ясное дело, может быть открыт обычной командой Открыть.
  2. Только метки (*.LBL). Будут экспортированы только названия (метки) строк. Формат файла - обычный текстовый файл со списком меток. Расширение сменил для того, чтобы сложнее было допустить ошибку, указав неверный тип импорта. Комментарии идут за знаками //.
  3. Только значения (*.VAL). Будут экспортированы только значения строк. Такой файл - либо текстовый файл с ANSI кодировкой, либо с Unicode: зависит от того, что стоит в меню Вид | Кодировка. Эту возможность можно использовать для проверки орфографии в файле (например, в Microsoft Word); затем после исправления ошибок Вы сможете произвести импорт проверенного текста и сохранить файл. Тогда можете быть уверенными, что перевод был выполнен без орфографических ошибок.
Теперь об импорте. Форматы те же. По команде Файл | Импорт (или сочетанию Ctrl + I) откроется диалоговое окно. Сначала указываете имя файла (есть кнопка "..." для "обзора"). Ниже - самое интересное: тип импорта. Вам доступно:
  • Только заменить существующие. В этом случае существующие в открытом файле строки заменятся строками импортируемого файла с соответствующими метками. Строки не добавляются.
  • Только добавить новые. Если строки с данными метками уже имеются, то редактор просто игнорирует их. А те, что не существуют - добавляет.
  • Заменить существующие и добавить новые. Тут всё ясно.
  • Добавить все (без контроля уникальности). Просто добавляются все строки без контроля за уникальностью. Если выбран первый тип, а файл не открыт, то операция равносильна открытию нового файла.
Выбираете нужный тип - и ОК.

Потрясающая возможность: поиск отсутствующих в CSF, но указанных в INI строк.

Зачем это нужно. Вот Вы создаёте дополнение. Указали в INI-файлах несколько меток на языковой файл (вида Some:Label). А как потом их не забыть добавить в CSF или STR? Не записывать же все на листочек или в отдельный файл. Вот тут на помощь приходит утилита MSSM, или Missing Strings Search Master, он же - Мастер поиска пропущенных меток, или МППМ. Откройте файл и нажмите клавишу Ctrl + F2 или выполните команду: Инструменты | Запустить МППМ. Если Вы запускаете его в первый раз, то перед Вами откроется окошко с настройками этого Мастера. Сначала Вы должны указать корневую папку, откуда начинать искать файлы. Можно нажать кнопку "..." для открытия диалога выбора папки.
Далее идёт выбор файла конфигурации, из которого программа считывает настройки. В комплект программы входят 3 файла. 2 - для C&C Generals (обеих версий), которые я создал сам (MSSM_Gen_files.ini позволяет искать по именам файлов, а MSSM_Gen_Tags.ini - по именам блоков), и файл для Red Alert 2 (MSSM_RA2_files: не знаю, может, он подойдёт и для других версий) создал pArtizAn aka Erofich, за что ему персональное спасибо!
Дальше настраивается глубина поиска: здесь Вы разрешаете поиск во вложенных папках, но не более чем на указанный уровень. Если указано число 1, то разрешается лишь просмотреть вложенные папки корневой директории, а в подпапки этой папки уже не заглядывать.
Можно указать и маску поиска в соответствующем поле. Здесь всё ясно.
Теперь можно закрыть окошко, нажав на кнопку ОК. Затем можно снова нажать F2, и наш МППМ запустится для работы.
Сначала программа подготовит рабочее место: уберёт фильтр, отключит сортировку, переключит с режима просмотра по категориям на обычный. Это делается для того, чтобы Вам потом удобно было установить значения этих строк. Пoсле этого работа закипит :) Мастер будет информировать о ходе работы в строке состояния в самой правой части. Если вдруг Вы случайно запустили Мастера, то можете нажать Esc для остановки. Работа закончится довольно скоро: ждать долго не придётся. И никаких мучений!
Теперь о структуре файла конфигурации. В квадратных скобках указываются инструкции (например, [$exclude$]), имена файлов (к примеру, [CommandButton.ini]) или имена блоков (как [Upgrade]). Под именем файла или блока указываются параметры поиска: что нужно искать в файле с этим названием. Если стоит TextLabel, то программа ищет сочетания наподобие: TextLabel = CONTROLBAR:DaisyCutter и проверяет, если метка справа не существует в файле (неважно, какой файл у Вас открыт - CSF или STR), то добавляет её. Вы также можете указывать свои файлы.
Под инструкцией [exclude] указаны файлы, в которых ничего искать не нужно: в них, как правило, не указаны никакие метки.
[Others] говорит о том, что параметры нужно искать в других файлах, не указанных в данном.
Подробное описание всех возможностей - в файлах MSSM_Gen_Tags.ini и MSSM_Gen_files.ini. Если Вы выберете первый, тол программа будет искать по именам блоков, а если второй - по именам файлов. Но в одном файле можно указать несколько типов блоков, так что лучше использовать первый.
Эти 2 файла созданы для поиска строк в файлах игры Generals. Но моя программа поддерживает не только эту игру, так что создавайте свои файлы для других игр и, если хотите, отправляйте мне. Указание авторства гарантируется. Буду очень благодарен. Если каких-то возможностей Мастера не хватает для создания полноценного файла, пишите мне.

Инструмент "Сортировка строк".

Запускается из меню Инструменты. Необходим для физической сортировки строк в открытом файле. Если похожая команда в меню Вид делала сортировку по алфавиту для удобства просмотра, то эта уже расположит в файле (имеется ввиду, в массиве строк открытого файла) строки именно в отсортированном порядке, а не в порядке добавления. Потом можете сохранить файл. Вот всё, что требовалось знать.

Инструмент "Мастер конвертации CSF".

Также запускается из меню Инструменты. Он способен превратить CSF с кодировкой ANSI в CSF c кодировкой Unicode и назад. Последнее необходимо для корректного сохранения CSF как STR файла. В общем-то для этого был создан Мастер. Но Вы можете использовать его по своему усмотрению. После запуска Мастера Вы увидите окошко, в верхней части которого указано направление перевода. Единственная настройка - выбор кодовой страницы (для русского языка это 1251). Указываете - ОК - получаете готовый файл за 1-2 секунды. Если строки выглядят нормально, сохраняйте файл!

Наверх.

Обратная связьОбновление странички: 8 ноября 2006
Hosted by uCoz